Оглавление | Словом о вере | О "Державной" иконе | О нашем храме Расписание богослужений | Наши координаты | Фотогалерея
Дорогой мой В.А.!
Вчера утром отстоял обедню. Замечательно хорошо, хотя для нас, петербуржцев, в иных случаях и непривычно служит высокопреосвященный Казанский. Например, благословение «Призри с небесе, Боже,» он произносит нараспев. Сослужили ему отцы архимандриты из Казанских. И опять для нас особенности: полагать начало литургии идут со средины сразу два архимандрита, из которых один говорит «Благословенно Царство...», а второй — возглас «Яко подобает...» Впрочем, эти мелочи тебя едва ли так интересуют. Молебен, совершенный всеми владыками, во главе с высокопреосвященным нашим владыкой, отличался особой торжественностью. После обеда я с отцом наместником предпринял снова маленькое путешествие: взяли с благословения отца игумена монастырскую лошадку и отправились осматривать «Народный городок». До городка от монастыря версты три. Дорога сосновым и еловым лесом. Говорят, что прежде дорога была твердая, но будто бы ее взрывали, для того чтобы уровнять, и получилась невозможная масса песку. Лошадь тащилась все время шагом, и мы предпочли идти по сторонам. От пыли мы задыхались так же, как задыхался и народ. А народ двигался и туда и обратно непрерывной лентой. Грустную картину представляет даже самый лес: от непрерывной пыли, при полном отсутствии дождя, он весь оказался покрытым густым слоем пыли и имеет грязный цвет. Не доезжая до городка, мы свернули несколько влево. Здесь, в лесу, устроены «номерные» бараки для богомольцев. Здесь же и приемный покой. Мы прежде всего попали в заразное отделение. Больных серьезных нет. Те же два человека, которые здесь оказались, болеют известной болезнью и, вероятно, не особенно довольны, что попали в больницу. Более населенным оказался общий приемный покой. В нем две половины — мужская и женская. Всем поставлены кровати. Белье безусловно чистое. К сожалению, нет для больных теплых одеял. Но этот недостаток не столь ощутителен. Всех больных в больнице при нашем посещении было сорок восемь. На всю массу богомольцев цифра эта слишком ничтожна. Конечно, много больных и не пользуются медицинской помощью. Но все же общее состояние здоровья богомольцев нельзя не признать удовлетворительным. При нас в больнице лежали или с опухшими от усталости ногами, или с расстроенными желудками, или даже с разными формами простуды. При больнице — доктора, шесть сестер милосердия. Прикомандирован особый священник. Больным дается мясной стол, чай и белый хлеб. Случаев смерти было около семи. Умерли, между прочим, хроники чахоточные. Не говорю уже о том, что в больницу тоже проведен телефон, в ней есть перевязочная, и чуть ли не оперативная комната. Самый «городок» расположен на поляне, по берегам речки. Со всех сторон он окружен лесом. При самом въезде в «городок», как и следовало ожидать, расположились разного рода торгаши. Здесь лавки со съестными продуктами, здесь мясные лавки (почему-то все оказались закрытыми при моем приезде... Думаю, что и не открывались). Устроены общедоступные столовые, где можно достать, например, щей из кислой капусты, без мяса; вероятно, не столь доступные столовые «Повар», «Городок», кухмистерская... Есть лавки со сластями (для кого?), парикмахерские, павильон искусственных минеральных вод и др. Кажется, кто отгадал состав богомольцев, — тот торгует на славу. Но некоторым торгашам приходится, видимо, туго. Какая же баба купит, к примеру сказать, бутылку ананасной воды за семнадцать копеек, когда на эти семнадцать копеек она рассчитывает просуществовать неделю, а воды сколько угодно и в речке. Кстати, наличие речки — это большое достоинство «городка». Мы с отцом наместником «из человеколюбия» выпили две бутылки ананасной... Излишне, конечно, говорить, что в «городке» масса полиции, вероятно, ожидающей какого-нибудь «движения». А наш добрый богомолец, назло всем его супротивникам, только и делает, что молится. Для народа устроено около двухсот бараков. Разумеется, я их не считал и цифру передаю со слов лица, близкого к организации этого дела. В каждом бараке может поместиться на нарах триста человек. В то время, когда я был в «городке», свободных мест в бараках уже не было. Следовательно, народа только в «городке» находилось до шестидесяти тысяч. А сколько богомольцев не пользовалось помещениями! Без сомнения, — большая часть. Выйдешь вечером за монастырь, посмотришь на поляну за реку Сатис... А там тысячи огоньков... Это у богомольцев понастроены шалаши, покрытые веточками деревьев. В них они и коротают ночи. А ночь для богомольца недлинна: в два часа он спешит уже к утрени в обитель... У своих шалашей и питаются богомольцы... Сколько раз, направляясь на Сатис вечером (купаться), я наблюдал, как кучка народа разогреет чайник с водой и мочит в воде сухарики... И так питается, в ожидании счастья — приложиться к святым мощам угодника!. Один барак занят вызванными для представления их величествам представителями мордовского населения края; другой — местными старшинами, собранными для той же цели. Для удовлетворения религиозных потребностей народа понастроены в разных местах часовенки. Время от времени от часовни к часовне, или даже и к монастырю, совершаются Крестные ходы, причем духовенство побуждает народ к пению в эти минуты... И тем, конечно, еще более поддерживает религиозную настроенность народа. В общем, «городок», в смысле благоустройства, производит самое благоприятное впечатление. Возвратившись из «городка», мы снова отправились на источник, где снова помолились, напились воды из источника и этим закончили вчерашний день... Сегодня же начались уже торжества, для которых мы стремились сюда. Около двенадцати часов дня раздался благовест в большой колокол к панихиде. В соборе предусмотрительно расставили массу солдат, шпалерами их поставили и перед собором. Народа простого за панихидой поэтому в Успенском соборе почти и не было. Обидно несколько... Но с другой стороны, — возможно ли было устроить иначе? Ровно к двенадцати часам в Успенский собор собралось духовенство. Возглавлял его владыка митрополит. С ним сослужили высокопреосвященный Казанский Димитрий и преосвященные Нижегородский Назарий и Тамбовский Иннокентий. На панихиду вышло двенадцать архимандритов и до двадцати священников. Пели на правом клиросе наши митрополичьи певчие, на левом — тамбовские архиерейские. Нужно ли говорить, какое впечатление произвели наши, особенно при сравнении с певчими тамбовскими! На панихиде поминали всех почивших царей от времени, в которое жил преподобный и дальше, тамбовских епископов, саровских настоятелей, родителей преподобного Исидора и Агафию и, в заключение, «приснопоминаемого иеромонаха Серафима»... Как-то особенно торжественно шла панихида, и ее торжественность увеличивалась еще тем величественным напевом, которым пели «Упокой, Господи...». Говорят, что это напев киевский. Я слышу его впервые. И опять, дорогой мой, как-то особенно я себя чувствовал, когда пел «Упокой, Господи...» — «Еще достоин ли я за него, чудного старца нашего, молиться?..» И вспоминалось мне наставление преподобного, приблизительно такое: «А когда придете к ним на могилку, — помолитесь за них (Пахомия, Исайю, Марка), да их попросите за вас помолиться...» И я на панихиде молил старца более, чем за него молился... Кончилась панихида. Я возвратился домой... Смотрю, — возвращается наш владыка митрополит из собора (он с преосвященным Иннокентием почему-то там задержался). Его сопровождают полукругом обступившие его охранные офицеры и солдаты... А народ!.. Целая лавина позади его, да еще бегут с разных концов... Винить его за это нельзя... Пришли люди с разных концов России... Другой архиерея и в глаза-то никогда не видал... А тут сам митрополит! Нужно не забывать и того, что сюда собралось не любопытство, но вера... И однако, — не будь предосторожностей, — когда бы попал, и в каком бы виде попал домой владыка!.. С этой стороны я понимаю и солдат, которые охраняют порядок у собора и в соборе. Сегодня вечером у нас «Парастасы» (заупокойные всенощные) по преподобному. В Успенском соборе служит владыка митрополит и преосвященный Иннокентий. Сюда же назначен и я. В соборе Живоносного Источника — архиепископ Казанский Димитрий и преосвященный Назарий. Сегодня письмо пока кончаю. Пишу, а под окнами у меня богомольцы... Отдельные группы расположились на пажинках и закусывают... В разных местах стоят богомольцы, обращенные лицом к церкви препп. Зосимы и Савватия. Многие из них на коленях... Чувствуют их сердца, где сокрыт на время их сердобольный помощник, преподобный старец... Дай им, Господи, всего по вере их... Доносятся откуда-то вопли кликуш, ужасные вопли... Тебя и дорогую молодежь сохрани Господь молитвами новоявленного угодника... Шесть часов вечера.
Оглавление | Словом о вере | О "Державной" иконе | О нашем храме Расписание богослужений | Наши координаты | Фотогалерея
|