www.derzhavnaya.ru

       
 

Сегодня года

 

Милостью Божией мне удалось присутствовать на XVI Международных Рождественских Образовательных Чтениях, которые проходили в Москве с 27 января по 2 февраля 2008 г. Начались они Торжественным богослужением в воскресенье, 27 января в Храме Христа Спасителя.

28-29 января – Пленарные заседания в Государственном Кремлевском дворце. В его холле была организована продажа аудио и видео, печатной, пошивочной, ювелирной продукции, икон, свечей, церковной утвари. Проходила международная выставка православного искусства «Свет миру», давался мастер-класс фрески, была возможность приложиться к мироточащим иконам.

Выбор темы XVI Рождественских Чтений «Православные ценности и современное образование» призван обратить внимание на необходимость в развитии каждого ребенка духовно-нравственных качеств, формирование подрастающего поколения посредством совершенствования системы образования, которое соответствовало бы развитию общества («Русь была крещена, но не была просвещена»). На крупнейшем в мире форуме собрался цвет российской и зарубежной религиозной мысли.

Торжественное заседание открыл доклад Митрополита Калужского и Боровского Климента. Особое внимание владыка обратил на осознание в обществе семейных ценностей: повышению авторитета материнства, ответственного отцовства (не случайно 2008 г. объявлен годом Семьи) и воспитания гармонично развитой личности ребенка. Это требует непрерывного образовательного процесса, который формировал Человека как носителя образа Божия, способного к самообразованию, достойного представителя великой России, уважающего национальное достояние. Однако новый стандарт образования, отменивший региональный компонент, не укрепляет статус «Основ православной культуры», а формирует мировоззренческую всеядность.

В конечном счёте, школа призвана выполнять образовательный заказ родителей. Большинство же родителей однозначно исповедуют себя православными. Более того, основная масса детей, приходящих в школу, являются православными по факту своего крещения. В большинстве субъектов Российской Федерации не менее трех четвертей жителей крещены в Православной Церкви. Крещение по самому смыслу своего совершения означает вступление в Церковь и готовность жить в соответствии с ее учением и моральными нормами. Соответственно, если родители приносят ребенка в храм для совершения над ним таинства, это предполагает необходимость его дальнейшего образования в православном духе, а также твердое намерение возрастать в познании христианского учения. Поэтому, говоря о добровольном характере изучения православной культуры, необходимо иметь в виду, что родители уже сделали этот выбор самим фактом крещения своего ребенка, и противодействие изучению их детьми православной духовно-нравственной культурной традиции, которой придерживаются в семье, означает вторжение в область свободы совести. Свое выступление владыка закончил предупреждением: «Сегодня созидается будущее России, и каким оно будет – зависит от нас».

На этом форуме присутствовали представители педагогического сообщества из разных уголков Отечества – преданных своему делу Учителей, также несущих важное и необходимое России служение. По итогам Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», проводимого в четырех федеральных округах, в котором приняло участие более 300 преподавателей, состоялось вручение премий.

Среди всех выступлений XVI Рождественских чтений мне особенно запомнились следующие...

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий подчеркнул, что вера православная всегда была органичной частью бытия русского народа. ХХ век являлся господством воинствующего безбожия. Европа, которую и сегодня называют духовной пустыней, потеряв христианские корни, подписывает себе приговор утраты культуры. Но русские ищут корни и смысл жизни на основе ценностей православия, в этом деле общественного спасения церковь и общество являются соработниками. О масштабности этого процесса свидетельствует, что современные процессы называют Вторым Крещением Руси. Веру, нравственность, культуру необходимо рассматривать в единстве. Личность только тогда исполняет предназначение, когда направляет все свои чувства на борьбу с грехом и стремлением к добру. Мягкая, как воск, детская душа легко способна воспринять основы веры и образцы благочестия. Когда общественный институт семьи находится в состоянии кризиса, еще учитывая разрыв преемственности поколений, труд педагога является судьбоносным. Семья всегда была Школой, а школа – Семьей. Возрождение семьи в России возможно только на основе вечных евангельских ценностей, на основе заповедей Божиих. Поэтому необходима широкая общественная консолидация, объединение усилий и взаимопомощь на благо людей.

Архимандрит Иоанн (Экономцев) свое выступление посвятил уяснению сущности и смысла воспитания, которое имеет приоритет над образованием. Понятие «воспитание» восходит к латинским и немецким глаголам «вести», «тянуть», русскому «питать», «вскармливать», а поэтому имеет тесное смысловое родство с исконным словом «педагогика» – детоводительство. А слово «образование», в свою очередь, указывает не только на усвоение знаний или овладение умом, сколько на сам процесс, устремленный к тому, что образуется в свободном уподоблении высшему идеалу. Прежде всех этот нравственный и умственный идеал должны знать воспитатели и учителя: к чему они «обязаны приближать вверенные им маленькие живые будущности, смотрящие на них полными смутных ожиданий глазами».

Христианское воспитание, состоящее в уяснении дара свободы, которое учит ребенка умению не поддаваться греху и борьбе с ним, призывает укрепить внутренний стержень души при содействии благодатной помощи Божией, построить храм своей души, – это воспитание любви, вытекает из любви и совершается в любви. В целомудренной любви доминирует благоговение, бережное отношение и уважение к другому человеку. В таком отношении к ближнему любовь восходит от силы в силу, уподобляясь при этом любви Божией. Паисий Святогорец говорил своим ученикам: «Если человек получил духовную помощь в детстве, то потом снова придет в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, это будет помогать им всю жизнь».

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан рассказал, что в его епархии, объединяющей Северную Осетию, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию,Чечню, Ингушетию и Ставропольский край, преподают и основы ислама, и основы православия (в том числе – обязательное изучение). В инославной среде православные ценности не только уважаемы, но и почитаемы, так как в храмах учат терпению, мирному сосуществованию и согласию, что оказывает доброе воздействие на бытовом уровне. Народ жаждет веры, как истомившаяся душа тянется к источнику жизни. Законченный цикл религиозного образования призваны обеспечить детские православные сады (что уже практикуется на территории епархии и является благотворным для детей). Это должно стать общей церковной программой, так как дети являются основой, которая станет впоследствии твердым и крепким фундаментом не только дальнейшего воцерковления, но и чистой светло верой, с которой пойдут по жизни.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: Только слепой не видит, что весь мир в целом и наша страна проходят через полосу глубокой нестабильности, конфликтности, охватывающей многие сферы человеческой жизни. Причина этого системного кризиса – кризис человеческой личности, отсутствие единого понимания человеческой природы. Все дискуссии проходят в рамках ценностных полюсов, целеполагании человеческой жизни: это вопросы о соотношении в общественной жизни биологического и духовного измерений, свободы выбора и свободы от греха, материального потребления и духовного самосовершенствования. В обществе до сих пор нет единства позиции по этим базисным понятиям, и это огромное напряжение провоцирует кризис человеческой цивилизации и вообще само ее существование в будущем.

Задача первостепенной важности РПЦ – организовать служение миру, чтобы в диалоге с обществом доносить свое видение до больших масс людей в России и за рубежом. Это два равноценных пути служения РПЦ: Первый – овладеть внешней мудростью и культурой (категориями мышления светской философии, достижений науки и культуры), чтобы поставить достижения своего человеческого разума на благо христианства и Церкви. Второй – монашеское дистанцирование от мира ради достижения духовного опыта покаяния и общения с Богом, с тем чтобы этот опыт поставить на служение церковному строительству и свидетельству, то есть монашество работает на духовное преображение мира. Святые Отцы стремились воцерковить внешний мир, воспринимая все полезное и отвергая греховное.

В ХХI веке будущее принадлежит тем народам, которые смогут адаптировать свою образовательную систему к современным реалиям. Существуют две основные парадигмы к вопросу образования: 1) прагматический, основанный на принципе жесткой корреляции между задачами образования и требованиями рынка – все остальные задачи образования считаются излишними, необязательными, и вопросы духовно-нравственного развития личности представляются произвольному ходу событий. 2) интегральный, с трудом пробивает себе дорогу. Суть его в том, что первый не отвергается, но настаивается на формировании необходимости формирования целостной и ценностно-ориентированной гармонично развитой личности, всестороннем развитии физических и духовных способностей. Этот путь согласуется с церковным взглядом на образование, и именно на отстаивание этого подхода должны быть направлены силы РПЦ и широких слоев общества, чтобы помочь учащимся стать не просто трудовой единицей в производственно-рыночных отношениях, но и полноценным членом общества, гражданином страны, сознательным носителем родной культуры и традиций, чтобы отстоять свое цивилизационную идентичность и суверенитет в современном мире глобализма и нивелирующей унификации. Таким образом, РПЦ занимает активную позицию в вопросе преподавания предмета «Основы православной культуры». Раньше он преподавался в рамках регионального компонента, но теперь в связи с его отменой необходима возможность его обеспечения в рамках федерального стандарта, например, введя новую образовательную область учебного плана «Духовно-нравственная культура». Причем эта система успешно существует во многих западных странах. Выделяются два стратегических подхода к преподаванию в государственных школах знаний о религиях, как с культурологических позиций, так и с катехизических. Первый подход – традиционный – предполагает религиозное образование в форме изучения отдельных самостоятельных курсов (Бельгия, Германия, Греция, Великобритания, Ирландия, Испания, Италия, Польша, Румыния, Литва, Эстония). Второй подход, ввиде исключения, – либеральный – допускает преподавание знаний о религии лишь в рамках общегуманитарных предметов (Франция, Венгрия). В РПЦ требования намного скромнее тех прав, коими обладают религиозные общины Европы в области образования. Русская церковь не ставит вопрос о введении катехизических курсов в школах, но не может также согласиться с идеей введения общеобязательного общего религиоведческого предмета, предлагающего изложение сведений обо всех основных религиях России и мира с позиций равноудаленности и отстраненности. Углубленное опытно-эмоциональное, а не отстраненно индифферентное постижение своей религиозной традиции позволит молодому поколению намного легче понимать чувства людей, исповедующих другую религию или придерживающихся иных убеждений. Кроме того, опыт России показывает, что активная роль религии в жизни страны помогла нашим предкам преодолеть исторические трудности, построить государство, объединившее множество мирно уживающихся народов и религий, создать всемирно признанную великую русскую культуру.

Архиепископ Берлинский и Германский Марк подтвердил, что в Германии обязательность религиозного образования и воспитания закреплена Основным законом страны, закон Божий изучают с 1 по 11 классы – причем все, а не только протестанты и католики. На протяжении 80 лет эмиграции РПЦ удалось сохранить веру и культуру в условиях расселения – это стало возможным благодаря труду и подвигу русских родителей и воспитателей, оказавшихся за пределами родной страны. Образование, воспитание и просвещение, понимаемые в свете Евангелия и в духе святых Отцов, суть не синонимы, но понятия, как бы раскрывающие разные грани и появления одного целостного процесса… это дьявол раздробляет, расщепляет человеческую мысль и сердце, а стремление к Богу, хождение в заповедях Его восстанавливает утраченную целостность.

Процесс образования можно в некотором смысле сравнить с практикой оглашения и таинством крещения, с той, разумеется, разницей, что крещение совершается однократно, а процесс образования продолжается всю жизнь. Родители и другие наставники в процессе образования совершают служение таинству, подобно тому, как его совершают священнослужители в процессе оглашения и крещения. В первую очередь они учат и сообщают образ поведения и ведения собственным примером, подражая в этом Христу. Когда образование проникнуто духом евангельским, оно ведет этим спасительным путем. Каждая добродетель в человеке рисует образ Христов на основе праобраза, вложенного в его христообразную природу. Задача образования – раскрытие образа Христова в человеке. Как в таинстве крещения крестный принимает ответственность за крещаемого, так и каждый наставник – будь то школьный учитель или духовный отец – отвечает за наставляемого. В наше время во многих семьях у родителей не остается времени для детей. Учитель, равно как и священник, может и должен восполнить этот недостаток. Даже если он физически проводит с воспитанниками значительно меньше времени, чем родители, духовно он может повлиять на детей намного больше. Опыт в молитве дает ему возможность переносить навык общения с Богом на общение с человеком. Этим он поддерживает и распространяет христианскую культуру общения. Какой смысл имеют слова, содержащие молитвенное обращение, но лишенные молитвенного духа? Так же мало пользы приносят слова преподавателя на уроке, произнесенные без убеждения в их верности и правильности, без уверенности в их необходимости для человека, без горячей веры. Такие слова растворяются в воздухе, не произведя никакого впечатления на ученика. В вере, ведь, нельзя убеждать, можно только зажечь, заразить. Ребенку, равно как и воцерковляющемуся взрослому, нельзя давать одно голое, рациональное знание. Он должен быть окутан, согрет и защищен любовью ко Христу и к ближнему, должен видеть живой пример живой веры. Родители и воспитатели должны действовать не натиском или требованием, а собственным благим примером. Ребенок или молодой человек (равно как и воцерковляющийся взрослый) должен чувствовать, что наставники уважают его свободу и его личность, как уважает нашу свободу сам Творец человека.

Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп: Мне приходилось неоднократно и по разным поводам цитировать Моральный кодекс строителя коммунизма уже несколько раз за последних полгода, и я никак не могу избавиться от чувства, что авторы сильно лукавили, говоря о противопоставлении Кодекса «жестоким и циничным заповедям эксплуататорских классов». В действительности же «Моральный кодекс», в принципе, был построен как попытка проекции библейской морали на атеистическую почву. И вот удивительно: если человек воспитывался в верующей семье, он получал воспитание, нисколько в основных пунктах не противоречащее официальной морали — кроме, разумеется, самого Божественного происхождения Заповедей и, вообще, бытия Божия. С другой стороны, воспитанный в официальной советской морали человек, если только узнавал о Боге и желал принять Благую Весть, также не испытывал особенных сложностей, поскольку все становилось на свои места, в частности, в вопросах о причинах и назначении страданий, о смысле жизни, и т.д.

Господь устроил так, что в стране официального атеизма возникла ситуация, когда государственная мораль, сама того не желая, способствовала поддержанию в сознании народном ценностей вполне христианских. Цензура, не пропуская смелых творений искусства, одновременно задерживала и непотребное. Ограничивая слушателя, зрителя и читателя рамками советского официоза, идеологический фильтр задерживал и низкопробную зарубежную продукцию.

Раньше было ясно: есть вообще «хороший человек», проповедуемый официальной моралью, а есть «верующий человек» — о нем говорит Церковь. Подразумевалось, что второй — это тоже «хороший человек», только еще и верующий. Сейчас же ситуация изменилась коренным образом: в семье (если это верующая семья) говорят об одном, в школе — о другом. Одновременно в СМИ подросток видит третье. В жизни — четвертое, и так далее. А если семья верующего молодого человека нецерковная, фабула становится еще сложнее: одно — в Церкви, другое — в семье, третье — в школе, и так далее, по тексту, до бесконечности. Ранее ребенок — подросток — юноша (девушка) ранее должны были выбирать только между Богом и безбожием, а все остальное, в принципе, было для всех категорий если не общим, то — сходным. Теперь же выбор следует производить между одновременно несколькими ценностными системами. Причем заметим, что каждая из этих систем возвещается достаточно авторитетными источниками: священником, родителями, учителем, популярными актерами, политиками, бизнесменами... Так например, вместо широко освящаемого в СМИ праздника 14 февраля «Дня влюбленных» гораздо полезнее установить и привлекать внимание общественности к празднованию «Дня православной семьи».

Современное состояние вещей не может быть признано нормальным и еще вот по какой причине. Молодой человек приучается жить в системе внутренне противоречивых и одновременно иллюзорных ценностей. Они, противореча одна другой, заставляют жить как бы в некоторых грезах, в полусне — в мире, который отличается от реального, хотя и последний склонен уводить в мир грез. Однако в виду привычки жить в таком «сне», молодой человек отрицает настоящую жизнь. В частности, вместо переживаний настоящих, он выбирает искусственно вызванные наркотиками; вместо чувств любви или дружбы — заимствованные из сериалов штампы. И получается еще один уровень раздвоения — между жизнью реальной и жизнью «псевдо-», жизнью виртуальной, вымышленной, сериальной. А искусственные и нереальные ценности рано или поздно рушатся. Фактически, когда в одной душе насаждается сразу несколько систем ценностей, противоречащих друг другу и вдобавок не соответствующих реальностям жизни, душа — цельная и простая — начинает как бы «рваться на части». Но ведь не бывает половины или трети человека! Ведь какой-то острослов сказал, что плюрализм в одной голове — признак шизофрении.

Можно по-разному относиться к Церкви, но трудно упрекнуть Церковь в отсутствии последовательности в вопросах воспитания и образования. Мы хотим, чтобы формирование личности — гармоничной личности! — происходило в созвучии, симфонии семьи с ее традиционными моральными ценностями, школы с ее глубокими педагогическими наработками, искусства с его непреходящими достижениями, и общества с его веками отшлифованными законами.

С 30 января по 1 февраля проводилась работа по направлениям: «Православное воспитание и образование», «Школа в ХХI веке», «Семья в век глобализации», «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие», «Церковь и общество», «Церковь и культура», «Христианство и наука», «Миссия к молодежи: стратегия Церкви». Всего во время XVI Рождественских чтений было проведено 28 заседаний, 166 конференций, семинаров, круглых столов, в которых приняло участие около 15 тысяч человек.

1 февраля 2008г. в зале Церковных Соборов Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя прошло Торжественное закрытие Чтений, на котором подвели итоги проведенной работы по каждому направлению.

Также состоялось награждение детей за участие в Третьем Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира» в трех возрастных номинациях. Главная задача конкурса – нести просветительскую миссию в среде подрастающего поколения, зародить стремление к прекрасному, чувство любви к окружающему миру, уникальность Божьего творения, и как можно раньше открыть душевное око, чтобы росла душа и креп дух. По словам И.Ильина, «Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни».

Закрытие XVI Международных Рождественских образовательных чтений завершилось Концертом-приветствием участников ХХ Международного фестиваля православной музыки «Молись, ликуй и пой, Святая Русь!».

Для участников чтений была организована трапеза в Трапезных палатах, залы которой поразили великолепием убранства, удивительной росписью, выполненной в древнерусском стиле. Восторг вызвала и музейная экспозиция, расположенная в галерее действующего Храма: творческие работы современных художников, рабочие эскизы живописцев, работавших над восстановлением художественного убранства Храма Христа Спасителя, предметы церковного обихода и облачения, выполненные художественно-производственным предприятием РПЦ «Софрино» и мастерами города Златоуста, а также уникальные исторические фотографии.

По уже многолетней традиций после закрытия Рождественских чтений для участников 2 февраля была организована поездка от Высоко-Петровского монастыря в Свято-Троице-Сергиеву Лавру. Здесь на юго-восточном склоне Маковца спрятаны монашеские келейные корпуса, в которых подвизается около 300 иноков. Этот главный русский монастырь в старинном Сергиевом Посаде на протяжении всей русской истории являлся главной опорой нашей страны и центром духовной и культурной жизни народа. Пока мирские люди живут своей суетой и бесконечными заботами о земном – в это время от земли к небу восходит невидимым огненным столпом молитва иноков. Пока непрерывна эта молитва – стоит мир. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, сыгравшей в отечественной истории неоценимую роль, это чувствуется особенно явно. Ныне, как и прежде, православные христиане со всего мира черпают здесь мир, утешение, силу духа.

В Троицком Соборе, у раки, в которой почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, был отслужен молебен о помощи в просветлении сердец, обретении разума, премудрости, способности учиться самим и обучать других – возрастая на славу нашему Создателю, на пользу Церкви и Отечеству.

Затем состоялась встреча в старейшем высшем учебном заведении России – Московской Духовной академии и семинарии с профессором А.И.Осиповым. Он продолжил начатую им тему на Пленарном заседании «Старец и ученик – в прошлом и настоящем», и подчеркнул, что главное в Духовной академии – это студенты, а преподаватели – слуги студентов, рабы рабов Божиих. Здесь, в отличие от многих других учебных заведений создается такая обстановка и распорядок жизни, в которых можно соприкоснуться с Богом, открыть опыт духовной и церковной жизни через святоотеческое наследие, чтение, молитвы, соблюдение постов, богослужение и т.д.; чтобы студенты не просто получали формальное знание, а научили впоследствии других православной христианской жизни. Суть образования – в изменении человека, понимании характера этого изменения. Нормой отношений между учителем и учеником, духовным наставником и послушником должно стать «Не называю вас рабами, а называю вас друзьями», так как друг не командует, не приказывает, но умоляет.

Следует опасаться идущих с Запада культа свободы, сметающего все истинное с пути становления человечества, и тенденции «просто любить Бога», уводящей на легкий обманный путь, впадая в блаженное состояние, питающую тщеславие и гордыню прелесть, мистицизм, восторженную мечтательность, увлекательную и сладостную, заменяя богословие преданием старины, бытовым обрядом или лирикой души.

Особое внимание обращает на себя один из самых болезненных вопросов современной духовной жизни – особенность выбора духовника, правильного к нему отношения пасомых. «Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе… Охранитесь от пристрастия к наставникам… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог…» (IV, 519). Ученик-послушник должен подходить к наставлениям с рассуждением, разумным отношением (но не «от ветра в голове», а читая Священное Писание, труды святых Отцов), понимая святоотеческий опыт. Книга – это тоже живое существо, питающее духовно. Это литература огромной концентрации мысли, и читать ее необходимо внимательно, без суеты, неспешно – насколько сердце способно вместить в этот момент, на какие места оно отзывается особенно. Обращаться к наставникам должно с почтением, уважением, благоговением. Ученики должны искать духовной жизни, бесстрастия, смирения, внимательны к своим мыслям, желаниям, чувствам, выявляя их истинную греховную причину, которую необходимо упразднить. Главное здесь – это борьба с собой, со своими страстями, покаяние...

После выступления состоялось живое общение в форме вопросов и ответов на самые разные проблемы, с которыми сталкиваются те, которые так или иначе связаны с образованием и воспитанием подрастающего поколения.

Студенты Московской духовной семинарии провели участников чтений по семи залам Церковно-археологического музея – крупнейшего церковного музея в стране. Здесь многие посетители впервые встретились лицом к лицу не просто с музейными экспонатами или с предметами экспозиции, а с живым образом, так как иконы смотрят на людей открыто, в своей первозданной красоте обращают свой взор к людям и говорят им о главном. Этот совершенно иной мир созидался усилиями, трудами, а главное – молитвенным подвигом многих поколений скромных тружеников.

Особое место занимает экспозиция, посвященная памяти выпускника Московской духовной академии, впоследствии ставшим ее начальником, выдающегося деятеля РПЦ Патриарха Алексея I (Симанского). О своем отношении к Лавре он писал: «Лавра преподобного Сергия – колыбель моей жизни как до монашества, так и во время последующего монашества… я всегда приходил сюда как в родной дом и здесь встречал внимание и любовь… здесь, в Московской духовной академии, все – и ученики, и преподаватели – были проникнуты одним религиозным духом.». На стенах музея выбиты его слова в назидание и наставление всем наставникам: «Наш долг, долг всех пастырей церкви, молиться о мире всего мира, нести проповедь любви христианской и крепкого единства в деле стояния за правду и за мир».

Дух Рождественских чтений остался с их участниками, которые разъехались в разные уголки страны и за рубеж, и уже в своей жизни, на местах совершают свое служение и осуществляют послушание. Каждый человек несет свой крест жизни мирской – и с ним мы должны идти на Голгофу вслед за Иисусом Христом. Каждому предстоит долгий, тяжкий, тернистый путь. Долг учителей, проповедников – доносить до людей слова, способные преображать жизнь других людей, чтобы в них проснулась душа и затрепетала вечная жизнь, и каждый смог вырасти в полную меру.

…Мы живем жизнью серой, часто без подвига внутреннего, и конечно, без внешнего подвига. Но оправданием может стать использование дарованных Господом талантов по своим силам и способностям на пользу ближним и во Славу Божию.

Светлана Сабаева,
мама ученицы школы

Фрагмент заседания
Устами «младенцев»... и их родителей

   

Все печати ВШ

 
 
Письмо web-мастеру

Письмо директору ВШ

 
   

www.derzhavnaya.ru

А вы ещё не были у моей бабушки?