Милостью Божией мне удалось присутствовать на XVI Международных Рождественских Образовательных Чтениях, которые проходили в Москве с 27 января по 2 февраля
2008 г. Начались они Торжественным богослужением в воскресенье, 27 января в
Храме Христа Спасителя.
28-29 января – Пленарные заседания в Государственном Кремлевском дворце. В его
холле была организована продажа аудио и видео, печатной, пошивочной, ювелирной
продукции, икон, свечей, церковной утвари. Проходила международная выставка
православного искусства «Свет миру», давался мастер-класс фрески, была
возможность приложиться к мироточащим иконам.
Выбор темы XVI Рождественских Чтений «Православные ценности и современное
образование» призван обратить внимание на необходимость в развитии каждого
ребенка духовно-нравственных качеств, формирование подрастающего поколения
посредством совершенствования системы образования, которое соответствовало бы
развитию общества («Русь была крещена, но не была просвещена»). На крупнейшем в
мире форуме собрался цвет российской и зарубежной религиозной мысли.
Торжественное заседание открыл доклад Митрополита Калужского и Боровского
Климента. Особое внимание владыка обратил на осознание в обществе семейных ценностей:
повышению авторитета материнства, ответственного отцовства (не случайно 2008 г.
объявлен годом Семьи) и воспитания гармонично развитой личности ребенка. Это
требует непрерывного образовательного процесса, который формировал Человека как
носителя образа Божия, способного к самообразованию, достойного представителя
великой России, уважающего национальное достояние. Однако новый стандарт
образования, отменивший региональный компонент, не укрепляет статус «Основ
православной культуры», а формирует мировоззренческую всеядность.
В конечном счёте, школа призвана выполнять образовательный заказ родителей.
Большинство же родителей однозначно исповедуют себя православными. Более того,
основная масса детей, приходящих в школу, являются православными по факту своего
крещения. В большинстве субъектов Российской Федерации не менее трех четвертей
жителей крещены в Православной Церкви. Крещение по самому смыслу своего
совершения означает вступление в Церковь и готовность жить в соответствии с ее
учением и моральными нормами. Соответственно, если родители приносят ребенка в
храм для совершения над ним таинства, это предполагает необходимость его
дальнейшего образования в православном духе, а также твердое намерение
возрастать в познании христианского учения. Поэтому, говоря о добровольном
характере изучения православной культуры, необходимо иметь в виду, что родители
уже сделали этот выбор самим фактом крещения своего ребенка, и противодействие
изучению их детьми православной духовно-нравственной культурной традиции,
которой придерживаются в семье, означает вторжение в область свободы совести.
Свое выступление владыка закончил предупреждением: «Сегодня созидается будущее
России, и каким оно будет – зависит от нас».
На этом форуме присутствовали представители педагогического сообщества из разных
уголков Отечества – преданных своему делу Учителей, также несущих важное и
необходимое России служение. По итогам Всероссийского конкурса «За нравственный
подвиг учителя», проводимого в четырех федеральных округах, в котором приняло
участие более 300 преподавателей, состоялось вручение премий.
Среди всех выступлений XVI Рождественских чтений мне особенно запомнились
следующие...
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий подчеркнул, что вера православная
всегда была органичной частью бытия русского народа. ХХ век являлся господством
воинствующего безбожия. Европа, которую и сегодня называют духовной пустыней,
потеряв христианские корни, подписывает себе приговор утраты культуры. Но
русские ищут корни и смысл жизни на основе ценностей православия, в этом деле
общественного спасения церковь и общество являются соработниками. О масштабности
этого процесса свидетельствует, что современные процессы называют Вторым
Крещением Руси. Веру, нравственность, культуру необходимо рассматривать в
единстве. Личность только тогда исполняет предназначение, когда направляет все
свои чувства на борьбу с грехом и стремлением к добру. Мягкая, как воск, детская
душа легко способна воспринять основы веры и образцы благочестия. Когда
общественный институт семьи находится в состоянии кризиса, еще учитывая разрыв
преемственности поколений, труд педагога является судьбоносным. Семья всегда
была Школой, а школа – Семьей. Возрождение семьи в России возможно только на
основе вечных евангельских ценностей, на основе заповедей Божиих. Поэтому
необходима широкая общественная консолидация, объединение усилий и взаимопомощь
на благо людей.
Архимандрит Иоанн (Экономцев) свое выступление посвятил уяснению сущности и
смысла воспитания, которое имеет приоритет над образованием. Понятие
«воспитание» восходит к латинским и немецким глаголам «вести», «тянуть»,
русскому «питать», «вскармливать», а поэтому имеет тесное смысловое родство с
исконным словом «педагогика» – детоводительство. А слово «образование», в свою
очередь, указывает не только на усвоение знаний или овладение умом, сколько на
сам процесс, устремленный к тому, что образуется в свободном уподоблении высшему
идеалу. Прежде всех этот нравственный и умственный идеал должны знать
воспитатели и учителя: к чему они «обязаны приближать вверенные им маленькие
живые будущности, смотрящие на них полными смутных ожиданий глазами».
Христианское воспитание, состоящее в уяснении дара свободы, которое учит ребенка
умению не поддаваться греху и борьбе с ним, призывает укрепить внутренний
стержень души при содействии благодатной помощи Божией, построить храм своей
души, – это воспитание любви, вытекает из любви и совершается в любви. В
целомудренной любви доминирует благоговение, бережное отношение и уважение к
другому человеку. В таком отношении к ближнему любовь восходит от силы в силу,
уподобляясь при этом любви Божией. Паисий Святогорец говорил своим ученикам:
«Если человек получил духовную помощь в детстве, то потом снова придет в себя,
даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немножко
«пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, это будет помогать им всю
жизнь».
Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан рассказал, что в его епархии,
объединяющей Северную Осетию, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию,Чечню,
Ингушетию и Ставропольский край, преподают и основы ислама, и основы православия
(в том числе – обязательное изучение). В инославной среде православные ценности не
только уважаемы, но и почитаемы, так как в храмах учат терпению, мирному
сосуществованию и согласию, что оказывает доброе воздействие на бытовом уровне.
Народ жаждет веры, как истомившаяся душа тянется к источнику жизни. Законченный
цикл религиозного образования призваны обеспечить детские православные сады (что
уже практикуется на территории епархии и является благотворным для детей). Это
должно стать общей церковной программой, так как дети являются основой, которая
станет впоследствии твердым и крепким фундаментом не только дальнейшего
воцерковления, но и чистой светло верой, с которой пойдут по жизни.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: Только слепой не видит, что весь
мир в целом и наша страна проходят через полосу глубокой нестабильности,
конфликтности, охватывающей многие сферы человеческой жизни. Причина этого
системного кризиса – кризис человеческой личности, отсутствие единого понимания
человеческой природы. Все дискуссии проходят в рамках ценностных полюсов,
целеполагании человеческой жизни: это вопросы о соотношении в общественной жизни
биологического и духовного измерений, свободы выбора и свободы от греха,
материального потребления и духовного самосовершенствования. В обществе до сих
пор нет единства позиции по этим базисным понятиям, и это огромное напряжение
провоцирует кризис человеческой цивилизации и вообще само ее существование в
будущем.
Задача первостепенной важности РПЦ – организовать служение миру, чтобы в диалоге
с обществом доносить свое видение до больших масс людей в России и за рубежом.
Это два равноценных пути служения РПЦ: Первый – овладеть внешней мудростью и
культурой (категориями мышления светской философии, достижений науки и
культуры), чтобы поставить достижения своего человеческого разума на благо
христианства и Церкви. Второй – монашеское дистанцирование от мира ради
достижения духовного опыта покаяния и общения с Богом, с тем чтобы этот опыт
поставить на служение церковному строительству и свидетельству, то есть
монашество работает на духовное преображение мира. Святые Отцы стремились
воцерковить внешний мир, воспринимая все полезное и отвергая греховное.
В ХХI веке будущее принадлежит тем народам, которые смогут адаптировать свою
образовательную систему к современным реалиям. Существуют две основные парадигмы
к вопросу образования: 1) прагматический, основанный на принципе жесткой
корреляции между задачами образования и требованиями рынка – все остальные
задачи образования считаются излишними, необязательными, и вопросы
духовно-нравственного развития личности представляются произвольному ходу
событий. 2) интегральный, с трудом пробивает себе дорогу. Суть его в том, что
первый не отвергается, но настаивается на формировании необходимости
формирования целостной и ценностно-ориентированной гармонично развитой личности,
всестороннем развитии физических и духовных способностей. Этот путь согласуется
с церковным взглядом на образование, и именно на отстаивание этого подхода
должны быть направлены силы РПЦ и широких слоев общества, чтобы помочь учащимся
стать не просто трудовой единицей в производственно-рыночных отношениях, но и
полноценным членом общества, гражданином страны, сознательным носителем родной
культуры и традиций, чтобы отстоять свое цивилизационную идентичность и
суверенитет в современном мире глобализма и нивелирующей унификации. Таким
образом, РПЦ занимает активную позицию в вопросе преподавания предмета «Основы
православной культуры». Раньше он преподавался в рамках регионального
компонента, но теперь в связи с его отменой необходима возможность его
обеспечения в рамках федерального стандарта, например, введя новую
образовательную область учебного плана «Духовно-нравственная культура». Причем
эта система успешно существует во многих западных странах. Выделяются два
стратегических подхода к преподаванию в государственных школах знаний о
религиях, как с культурологических позиций, так и с катехизических. Первый
подход – традиционный – предполагает религиозное образование в форме изучения
отдельных самостоятельных курсов (Бельгия, Германия, Греция, Великобритания,
Ирландия, Испания, Италия, Польша, Румыния, Литва, Эстония). Второй подход,
ввиде исключения, – либеральный – допускает преподавание знаний о религии лишь в
рамках общегуманитарных предметов (Франция, Венгрия). В РПЦ требования намного
скромнее тех прав, коими обладают религиозные общины Европы в области
образования. Русская церковь не ставит вопрос о введении катехизических курсов в
школах, но не может также согласиться с идеей введения общеобязательного общего
религиоведческого предмета, предлагающего изложение сведений обо всех основных
религиях России и мира с позиций равноудаленности и отстраненности. Углубленное
опытно-эмоциональное, а не отстраненно индифферентное постижение своей
религиозной традиции позволит молодому поколению намного легче понимать чувства
людей, исповедующих другую религию или придерживающихся иных убеждений. Кроме
того, опыт России показывает, что активная роль религии в жизни страны помогла
нашим предкам преодолеть исторические трудности, построить государство,
объединившее множество мирно уживающихся народов и религий, создать всемирно
признанную великую русскую культуру.
Архиепископ Берлинский и Германский Марк подтвердил, что в Германии
обязательность религиозного образования и воспитания закреплена Основным законом
страны, закон Божий изучают с 1 по 11 классы – причем все, а не только
протестанты и католики. На протяжении 80 лет эмиграции РПЦ удалось сохранить
веру и культуру в условиях расселения – это стало возможным благодаря труду и
подвигу русских родителей и воспитателей, оказавшихся за пределами родной
страны. Образование, воспитание и просвещение, понимаемые в свете Евангелия и в
духе святых Отцов, суть не синонимы, но понятия, как бы раскрывающие разные
грани и появления одного целостного процесса… это дьявол раздробляет, расщепляет
человеческую мысль и сердце, а стремление к Богу, хождение в заповедях Его
восстанавливает утраченную целостность.
Процесс образования можно в некотором смысле сравнить с практикой оглашения и
таинством крещения, с той, разумеется, разницей, что крещение совершается однократно, а
процесс образования продолжается всю жизнь. Родители и другие наставники в
процессе образования совершают служение таинству, подобно тому, как его
совершают священнослужители в процессе оглашения и крещения. В первую очередь
они учат и сообщают образ поведения и ведения собственным примером, подражая в
этом Христу. Когда образование проникнуто духом евангельским, оно ведет этим
спасительным путем. Каждая добродетель в человеке рисует образ Христов на основе
праобраза, вложенного в его христообразную природу. Задача образования –
раскрытие образа Христова в человеке. Как в таинстве крещения крестный принимает
ответственность за крещаемого, так и каждый наставник – будь то школьный учитель
или духовный отец – отвечает за наставляемого. В наше время во многих семьях у
родителей не остается времени для детей. Учитель, равно как и священник, может и
должен восполнить этот недостаток. Даже если он физически проводит с
воспитанниками значительно меньше времени, чем родители, духовно он может
повлиять на детей намного больше. Опыт в молитве дает ему возможность переносить
навык общения с Богом на общение с человеком. Этим он поддерживает и
распространяет христианскую культуру общения. Какой смысл имеют слова,
содержащие молитвенное обращение, но лишенные молитвенного духа? Так же мало
пользы приносят слова преподавателя на уроке, произнесенные без убеждения в их
верности и правильности, без уверенности в их необходимости для человека, без
горячей веры. Такие слова растворяются в воздухе, не произведя никакого
впечатления на ученика. В вере, ведь, нельзя убеждать, можно только зажечь,
заразить. Ребенку, равно как и воцерковляющемуся взрослому, нельзя давать одно
голое, рациональное знание. Он должен быть окутан, согрет и защищен любовью ко
Христу и к ближнему, должен видеть живой пример живой веры. Родители и
воспитатели должны действовать не натиском или требованием, а собственным благим
примером. Ребенок или молодой человек (равно как и воцерковляющийся взрослый)
должен чувствовать, что наставники уважают его свободу и его личность, как
уважает нашу свободу сам Творец человека.
Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп: Мне приходилось неоднократно и по разным поводам цитировать Моральный кодекс
строителя коммунизма уже несколько раз за последних полгода, и я никак не могу
избавиться от чувства, что авторы сильно лукавили, говоря о противопоставлении
Кодекса «жестоким и циничным заповедям эксплуататорских классов». В
действительности же «Моральный кодекс», в принципе, был построен как попытка
проекции библейской морали на атеистическую почву. И вот удивительно: если
человек воспитывался в верующей семье, он получал воспитание, нисколько в
основных пунктах не противоречащее официальной морали — кроме, разумеется,
самого Божественного происхождения Заповедей и, вообще, бытия Божия. С другой
стороны, воспитанный в официальной советской морали человек, если только узнавал
о Боге и желал принять Благую Весть, также не испытывал особенных сложностей,
поскольку все становилось на свои места, в частности, в вопросах о причинах и
назначении страданий, о смысле жизни, и т.д.
Господь устроил так, что в стране официального атеизма возникла ситуация, когда
государственная мораль, сама того не желая, способствовала поддержанию в
сознании народном ценностей вполне христианских. Цензура, не пропуская смелых
творений искусства, одновременно задерживала и непотребное. Ограничивая
слушателя, зрителя и читателя рамками советского официоза, идеологический фильтр
задерживал и низкопробную зарубежную продукцию.
Раньше было ясно: есть вообще «хороший человек», проповедуемый официальной
моралью, а есть «верующий человек» — о нем говорит Церковь. Подразумевалось, что
второй — это тоже «хороший человек», только еще и верующий. Сейчас же ситуация
изменилась коренным образом: в семье (если это верующая семья) говорят об одном,
в школе — о другом. Одновременно в СМИ подросток видит третье. В жизни —
четвертое, и так далее. А если семья верующего молодого человека нецерковная,
фабула становится еще сложнее: одно — в Церкви, другое — в семье, третье — в
школе, и так далее, по тексту, до бесконечности. Ранее ребенок — подросток —
юноша (девушка) ранее должны были выбирать только между Богом и безбожием, а все
остальное, в принципе, было для всех категорий если не общим, то — сходным.
Теперь же выбор следует производить между одновременно несколькими ценностными
системами. Причем заметим, что каждая из этих систем возвещается достаточно
авторитетными источниками: священником, родителями, учителем, популярными
актерами, политиками, бизнесменами... Так например, вместо широко освящаемого в
СМИ праздника 14 февраля «Дня влюбленных» гораздо полезнее установить и
привлекать внимание общественности к празднованию «Дня православной семьи».
Современное состояние вещей не может быть признано нормальным и еще вот по какой
причине. Молодой человек приучается жить в системе внутренне противоречивых и
одновременно иллюзорных ценностей. Они, противореча одна другой, заставляют жить
как бы в некоторых грезах, в полусне — в мире, который отличается от реального,
хотя и последний склонен уводить в мир грез. Однако в виду привычки жить в таком
«сне», молодой человек отрицает настоящую жизнь. В частности, вместо переживаний
настоящих, он выбирает искусственно вызванные наркотиками; вместо чувств
любви или дружбы — заимствованные из сериалов штампы. И получается еще один
уровень раздвоения — между жизнью реальной и жизнью «псевдо-», жизнью
виртуальной, вымышленной, сериальной. А искусственные и нереальные ценности рано
или поздно рушатся. Фактически, когда в одной душе насаждается сразу несколько
систем ценностей, противоречащих друг другу и вдобавок не соответствующих
реальностям жизни, душа — цельная и простая — начинает как бы «рваться на
части». Но ведь не бывает половины или трети человека! Ведь какой-то острослов
сказал, что плюрализм в одной голове — признак шизофрении.
Можно по-разному относиться к Церкви, но трудно упрекнуть Церковь в отсутствии
последовательности в вопросах воспитания и образования. Мы хотим, чтобы
формирование личности — гармоничной личности! — происходило в созвучии, симфонии
семьи с ее традиционными моральными ценностями, школы с ее глубокими
педагогическими наработками, искусства с его непреходящими достижениями, и
общества с его веками отшлифованными законами.
С 30 января по 1 февраля проводилась работа по направлениям: «Православное
воспитание и образование», «Школа в ХХI веке», «Семья в век глобализации», «Пути
Промысла Божия и святоотеческое наследие», «Церковь и общество», «Церковь и
культура», «Христианство и наука», «Миссия к молодежи: стратегия Церкви». Всего
во время XVI Рождественских чтений было проведено 28 заседаний, 166 конференций,
семинаров, круглых столов, в которых приняло участие около 15 тысяч человек.
1 февраля 2008г. в зале Церковных Соборов Кафедрального Соборного Храма Христа
Спасителя прошло Торжественное закрытие Чтений, на котором подвели итоги
проведенной работы по каждому направлению.
Также состоялось награждение детей за участие в Третьем Международном конкурсе
детского творчества «Красота Божьего мира» в трех возрастных номинациях. Главная
задача конкурса – нести просветительскую миссию в среде подрастающего поколения,
зародить стремление к прекрасному, чувство любви к окружающему миру,
уникальность Божьего творения, и как можно раньше открыть душевное око, чтобы
росла душа и креп дух. По словам И.Ильина, «Только духовное пламя здорового
семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности,
который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни».
Закрытие XVI Международных Рождественских образовательных чтений завершилось
Концертом-приветствием участников ХХ Международного фестиваля православной
музыки «Молись, ликуй и пой, Святая Русь!».
Для участников чтений была организована трапеза в Трапезных палатах, залы
которой поразили великолепием убранства, удивительной росписью, выполненной в
древнерусском стиле. Восторг вызвала и музейная экспозиция, расположенная в
галерее действующего Храма: творческие работы современных художников, рабочие
эскизы живописцев, работавших над восстановлением художественного убранства
Храма Христа Спасителя, предметы церковного обихода и облачения, выполненные
художественно-производственным предприятием РПЦ «Софрино» и мастерами города
Златоуста, а также уникальные исторические фотографии.
По уже многолетней традиций после закрытия Рождественских чтений для участников
2 февраля была организована поездка от Высоко-Петровского монастыря в
Свято-Троице-Сергиеву Лавру. Здесь на юго-восточном склоне Маковца спрятаны
монашеские келейные корпуса, в которых подвизается около 300 иноков. Этот
главный русский монастырь в старинном Сергиевом Посаде на протяжении всей
русской истории являлся главной опорой нашей страны и центром духовной и
культурной жизни народа. Пока мирские люди живут своей суетой и бесконечными
заботами о земном – в это время от земли к небу восходит невидимым огненным
столпом молитва иноков. Пока непрерывна эта молитва – стоит мир. В
Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, сыгравшей в отечественной истории неоценимую
роль, это чувствуется особенно явно. Ныне, как и прежде, православные христиане
со всего мира черпают здесь мир, утешение, силу духа.
В Троицком Соборе, у раки, в которой почивают святые мощи Игумена земли Русской
преподобного Сергия Радонежского, был отслужен молебен о помощи в просветлении
сердец, обретении разума, премудрости, способности учиться самим и обучать
других – возрастая на славу нашему Создателю, на пользу Церкви и Отечеству.
Затем состоялась встреча в старейшем высшем учебном заведении России –
Московской Духовной академии и семинарии с профессором А.И.Осиповым.
Он продолжил начатую им тему на Пленарном заседании «Старец и ученик – в прошлом
и настоящем», и подчеркнул, что главное в Духовной академии – это студенты, а преподаватели – слуги студентов,
рабы рабов Божиих. Здесь, в отличие от многих других учебных заведений создается
такая обстановка и распорядок жизни, в которых можно соприкоснуться с Богом,
открыть опыт духовной и церковной жизни через святоотеческое наследие, чтение,
молитвы, соблюдение постов, богослужение и т.д.; чтобы студенты не просто
получали формальное знание, а научили впоследствии других православной
христианской жизни. Суть образования – в изменении человека, понимании характера
этого изменения. Нормой отношений между учителем и учеником, духовным
наставником и послушником должно стать «Не называю вас рабами, а называю вас
друзьями», так как друг не командует, не приказывает, но умоляет.
Следует опасаться идущих с Запада культа свободы, сметающего все истинное с пути
становления человечества, и тенденции «просто любить Бога», уводящей на легкий
обманный путь, впадая в блаженное состояние, питающую тщеславие и гордыню
прелесть, мистицизм, восторженную мечтательность, увлекательную и сладостную,
заменяя богословие преданием старины, бытовым обрядом или лирикой души.
Особое внимание обращает на себя один из самых болезненных вопросов современной
духовной жизни – особенность выбора духовника, правильного к нему отношения
пасомых. «Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не
к себе… Охранитесь от пристрастия к наставникам… Пристрастие делает любимого
человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог…»
(IV, 519). Ученик-послушник должен подходить к наставлениям с рассуждением,
разумным отношением (но не «от ветра в голове», а читая Священное Писание, труды
святых Отцов), понимая святоотеческий опыт. Книга – это тоже живое существо,
питающее духовно. Это литература огромной концентрации мысли, и читать ее
необходимо внимательно, без суеты, неспешно – насколько сердце способно вместить
в этот момент, на какие места оно отзывается особенно. Обращаться к наставникам
должно с почтением, уважением, благоговением. Ученики должны искать духовной жизни, бесстрастия,
смирения, внимательны к своим мыслям, желаниям, чувствам, выявляя их истинную
греховную причину, которую необходимо упразднить. Главное здесь – это борьба с
собой, со своими страстями, покаяние...
После выступления состоялось живое общение в форме вопросов и ответов на самые
разные проблемы, с которыми сталкиваются те, которые так или иначе связаны с
образованием и воспитанием подрастающего поколения.
Студенты Московской духовной семинарии провели участников чтений по семи залам
Церковно-археологического музея – крупнейшего церковного музея в стране. Здесь
многие посетители впервые встретились лицом к лицу не просто с музейными
экспонатами или с предметами экспозиции, а с живым образом, так как иконы
смотрят на людей открыто, в своей первозданной красоте обращают свой взор к
людям и говорят им о главном. Этот совершенно иной мир созидался усилиями,
трудами, а главное – молитвенным подвигом многих поколений скромных тружеников.
Особое место занимает экспозиция, посвященная памяти выпускника Московской
духовной академии, впоследствии ставшим ее начальником, выдающегося деятеля РПЦ
Патриарха Алексея I (Симанского). О своем отношении к Лавре он писал:
«Лавра преподобного Сергия – колыбель моей жизни как до монашества, так и во
время последующего монашества… я всегда приходил сюда как в родной дом и здесь
встречал внимание и любовь… здесь, в Московской духовной академии, все – и
ученики, и преподаватели – были проникнуты одним религиозным духом.». На стенах
музея выбиты его слова в назидание и наставление всем наставникам: «Наш долг,
долг всех пастырей церкви, молиться о мире всего мира, нести проповедь любви
христианской и крепкого единства в деле стояния за правду и за мир».
Дух Рождественских чтений остался с их участниками, которые разъехались в разные
уголки страны и за рубеж, и уже в своей жизни, на местах совершают свое служение
и осуществляют послушание. Каждый человек несет свой крест жизни мирской – и с
ним мы должны идти на Голгофу вслед за Иисусом Христом. Каждому предстоит
долгий, тяжкий, тернистый путь. Долг учителей, проповедников – доносить
до людей слова, способные преображать жизнь других людей, чтобы в них проснулась
душа и затрепетала вечная жизнь, и каждый смог вырасти в полную меру.
…Мы живем жизнью серой, часто без подвига внутреннего, и конечно, без внешнего подвига. Но
оправданием может стать использование дарованных Господом талантов по своим
силам и способностям на пользу ближним и во Славу Божию.
Светлана Сабаева,
мама ученицы школы